Анализ лирического произведения для ЕГЭ
Анализ стихотворения — важный навык для ЕГЭ по литературе. Разберём алгоритм и ключевые понятия.
Структура анализа
1. История создания
2. Тема и идея
3. Лирический герой
4. Композиция
5. Художественные средства
6. Размер и рифма
7. Связь с творчеством автора
Тема и идея
Тема — о чём стихотворение (предмет изображения)
Идея — что хотел сказать автор (главная мысль)
Типичные темы лирики:
- Любовная лирика
- Пейзажная лирика
- Философская лирика
- Гражданская лирика
- Тема поэта и поэзии
Лирический герой
Лирический герой — образ, от лица которого ведётся повествование
Что анализировать:
- Чувства и переживания
- Отношение к миру
- Позиция лирического героя
- Связь с биографией автора
Композиция
Элементы композиции:
- Зачин (начало)
- Развитие темы
- Кульминация
- Финал
Типы композиции:
- Линейная (последовательная)
- Кольцевая (начало = конец)
- Антитеза (противопоставление)
Художественные средства
Тропы (переносное значение слов)
Эпитет — образное определение
«золотая осень», «печальные глаза»
Метафора — скрытое сравнение
«море слёз», «огонь души»
Сравнение — сопоставление с помощью как, словно, будто
«глаза как звёзды»
Олицетворение — одушевление неживого
«ветер плачет», «природа радуется»
Гипербола — преувеличение
«сто лет не виделись»
Литота — преуменьшение
«мальчик с пальчик»
Синтаксические средства
Анафора — повторение в начале строк
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид»
Эпифора — повторение в конце строк
Риторический вопрос — вопрос без ответа
«Кто виноват?»
Инверсия — непрямой порядок слов
«Белеет парус одинокий» (вместо «одинокий парус белеет»)
Стихотворные размеры
Двусложные:
- Ямб: ударение на 2, 4, 6... слог (_ /)
- Хорей: ударение на 1, 3, 5... слог (/ _)
Трёхсложные:
- Дактиль: / _ _ (ударение на 1)
- Амфибрахий: _ / _ (ударение на 2)
- Анапест: _ _ / (ударение на 3)
Рифма
По расположению:
- Парная (смежная): ААББ
- Перекрёстная: АБАБ
- Кольцевая (опоясывающая): АББА
По звучанию:
- Мужская (ударение на последний слог)
- Женская (ударение на предпоследний)
Алгоритм анализа на ЕГЭ
1. Прочитайте стихотворение 2-3 раза
2. Определите тему и идею
3. Охарактеризуйте лирического героя
4. Найдите художественные средства
5. Определите размер и рифму
6. Сформулируйте выводы
Клише для анализа
- Стихотворение относится к... лирике
- Лирический герой испытывает...
- Автор использует... для того, чтобы...
- Композиция стихотворения...
- Размер стихотворения — ...
Анализ лирики — это внимание к деталям!
Дополнительные рекомендации
Для максимального результата:
1. Начните подготовку заранее — минимум за 6 месяцев до экзамена
2. Составьте чёткий план изучения всех тем кодификатора
3. Регулярно решайте задания из открытого банка ФИПИ
4. Анализируйте каждую ошибку — ведите журнал ошибок
5. Решайте пробные варианты в условиях, приближённых к экзамену
6. Не забывайте про отдых — переутомление снижает эффективность
7. Используйте разные источники информации
Что делать за неделю до экзамена:
- Лёгкое повторение основных тем
- Один пробный вариант в начале недели
- Просмотр формул и ключевых понятий
- Полноценный сон и отдых
- Никакого нового материала
В день экзамена:
- Хороший завтрак без экспериментов
- Приехать за 30-40 минут до начала
- Взять паспорт, ручки, воду
- Сохранять спокойствие и уверенность
Во время экзамена:
- Внимательно читать каждое задание
- Следить за временем
- Начинать с простых заданий
- Оставить время на проверку
- Не оставлять пустых ответов
Полезные ресурсы для подготовки
Официальные источники:
- fipi.ru — демоверсии, кодификаторы, открытый банк заданий
- ege.edu.ru — официальный портал ЕГЭ
Для практики:
- Решу ЕГЭ — тренажёр с автоматической проверкой
- Незнайка — тесты и разборы
- YouTube-каналы преподавателей
Для теории:
- Учебники из федерального перечня
- Справочники по предметам
- Онлайн-курсы от ведущих вузов
Желаем успехов на экзамене! Вы справитесь!
1 сообщение • Страница 1 из 1
1 сообщение • Страница 1 из 1
- 📣 О платформе «БАЛЛЫ ЕГЭ»
- ↳ 📰 Новости проекта
- ↳ ❓ Вопросы по работе сайта
- ↳ 💡 Обратная связь и предложения
- ↳ 📄 Правила форума и публикаций
- 🎓 Подготовка к ЕГЭ
- ↳ 📚 Русский язык
- ↳ 📖 Теория и практика
- ↳ 📝 Сочинение и аргументация
- ↳ 🔍 Разбор ошибок и проверка
- ↳ ➗ Математика
- ↳ 📘 Базовая теория
- ↳ 📐 Алгебра и функции
- ↳ 📊 Геометрия и тригонометрия
- ↳ 🧠 Подходы к сложным темам
- ↳ 🏛️ Обществознание
- ↳ 📚 Основные блоки теории
- ↳ 🧠 Подходы к аргументации
- ↳ 💬 Эссе и структура ответа
- ↳ 💻 Информатика
- ↳ 🔢 Алгоритмы и логика
- ↳ 💻 Программирование
- ↳ 📊 Работа с таблицами и графами
- ↳ 🔭 Физика
- ↳ ⚙️ Механика и кинематика
- ↳ 🔌 Электричество и магнетизм
- ↳ 💡 Свет и волны
- ↳ 🧠 Теоретические принципы
- ↳ 📜 История
- ↳ 📅 События и даты
- ↳ 🧾 Историческое мышление
- ↳ 🎭 Культура и искусство
- ↳ 🌐 Английский язык
- ↳ 🎧 Аудирование и чтение
- ↳ 🧾 Грамматика и лексика
- ↳ 📝 Письмо и устная часть
- ↳ 🌍 География
- ↳ 🗺️ Физическая география
- ↳ 🏙️ Экономическая и социальная география
- ↳ 📌 Работа с картами и данными
- ↳ 🌿 Биология
- ↳ 🌱 Ботаника и зоология
- ↳ 🧬 Генетика и эволюция
- ↳ 🧍 Анатомия и физиология
- ↳ 🔬 Химия
- ↳ ⚗️ Неорганика
- ↳ 🧪 Органика
- ↳ 📏 Расчёты и логика решений
- ↳ 🎌 Иностранные языки
- ↳ 📚 Литература
- ↳ 📘 Теория и анализ
- ↳ ✍️ Сочинение и аргументация
- ↳ 🎼 Поэзия и мотивы
- ↳ 🗂️ План чтения и практика
- ✍️ Подготовка к ОГЭ
- ↳ 📖 Русский язык
- ↳ 📖 Теория и практика
- ↳ ✍️ Изложение и сочинение
- ↳ 🔍 Тестовая часть и анализ ошибок
- ↳ 🔢 Математика
- ↳ 📘 Теория
- ↳ 📐 Практика
- ↳ 🧠 Сложные темы
- ↳ 🧪 Предметы по выбору
- ↳ 📚 Обществознание
- ↳ 📜 История
- ↳ 🔬 Химия
- ↳ 🔭 Физика
- ↳ 🌿 Биология
- ↳ 🌍 География
- ↳ 💻 Информатика
- ↳ 🌐 Иностранные языки
- ↳ 📚 Литература
- 📄 Материалы и ресурсы
- ↳ 🧾 Открытые задания и сборники
- ↳ 📗 ЕГЭ
- ↳ 📙 ОГЭ
- ↳ 📘 Методички, таблицы, шпаргалки
- ↳ 📂 По предметам
- ↳ 🧰 Универсальные материалы
- ↳ 📚 Учебники, пособия, рекомендации
- ↳ 📖 Обзоры и рекомендации
- ↳ 💬 Отзывы и сравнение
- ↳ 🌐 Сайты и онлайн-сервисы
- ↳ 🔗 Полезные ссылки
- ↳ 🎥 Видеоуроки и платформы
- 🧠 Методика и стратегия подготовки
- ↳ 🗓️ Тайм-менеджмент и планирование
- ↳ 🧠 Подготовка с нуля
- ↳ 🔁 Повторение, тестирование
- ↳ 📈 Самоорганизация и мотивация
- 🎯 Результаты и поступление
- ↳ 📊 Проверка результатов
- ↳ 🏫 Поступление в вузы
- ↳ 🎯 Целевые и льготы
- ↳ 📤 Подача документов
- ↳ 📌 Выбор направления
- ↳ 🏆 Олимпиады, целевое обучение
- ↳ 🥇 Всероссийские
- ↳ 📜 Перечневые
- ↳ 🌍 Региональные
- ↳ 📖 Истории поступления
- 💬 Общение и поддержка
- ↳ 🤝 Поддержка и мотивация
- ↳ 💭 Оффтоп
- ↳ 🔍 Поиск напарников для учёбы
- 👩🏫 Преподавателям и авторам
- ↳ 📐 Методики преподавания
- ↳ 📤 Публикация авторских материалов
- ↳ 📂 По предметам
- ↳ 🛠️ Сборники и пособия
- ↳ 🧑🎓 Поиск учеников и предложения
- ↳ 🤝 Коллаборации между педагогами
- ↳ 🛠️ Обсуждение роли преподавателя на платформе
- 📘 Вики и база знаний
- ↳ 🧾 Обсуждение существующих статей
- ↳ ✍️ Заявки на новые темы
- ↳ 🛠️ Правки, структура, стилистика
- ↳ 👥 Обсуждение с редакторами (по ролям)