Администратор
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 19 апр 2025, 00:59
Задание 19: работа с историческим источником

Задание 19 проверяет умение анализировать исторические тексты. Разберём алгоритм.

Что требуется

Атрибуция источника — 1 балл. Ответы на вопросы — 1-2 балла. Всего до 3 баллов.

Алгоритм атрибуции

Шаг 1: Определить время создания. Искать ключевые даты, упоминаемые события, исторические термины.

Шаг 2: Определить автора (если требуется). Обращать внимание на должность, титул, стиль изложения.

Шаг 3: Определить тип источника. Летопись, указ, манифест, мемуары, письмо, договор.

Маркеры эпох

IX-XII вв.: князья, вече, дань, летопись.
XIII-XV вв.: Орда, ярлык, баскак, Москва.
XVI в.: царь, опричнина, Судебник.
XVII в.: Смута, Земский собор, раскол.
XVIII в.: император, коллегии, губернии.
XIX в.: крепостное право, реформы, земства.
XX в.: революция, советы, пятилетки.

Типы вопросов

Фактические: Кто автор? Когда создан? О каком событии?

Аналитические: Какова позиция автора? Почему автор так считает? Какие последствия?

Оценочные: Насколько объективен? Чьи интересы отражает?

Пример анализа

Текст: «...Желая, чтобы впредь города наши не приходили в упадок от неискусства их жителей в ремёслах и рукоделиях...»

Анализ:
1. Слово «города» и «ремёсла» — городская тематика
2. «Впредь» — реформаторский характер
3. Официальный стиль — государственный документ
4. Контекст — Жалованная грамота городам 1785 г.
5. Автор — Екатерина II

Чек-лист ответа

Точная датировка (год или период). Автор указан (если требуется). Ответы на все вопросы. Опора на текст источника. Привлечение контекстных знаний.

Читайте исторические документы!

Вернуться в «📜 История»

Вход Регистрация