- вспоминаем ключевые теоремы об окружности;
- получаем чек-листы по углам, касательным, хордам;
- разбираем реальный прототип из банка ФИПИ.
1. Интеллект-карта «окружность»
Код: Выделить всё
Касательная | R ⟂ касательной в точке касания | угол между касательной и хордой = углу в противоположной дуге
Хорды | произведение отрезков AC * CB = AD * DB (если из одной точки)
Секущие | внешняя часть * всю секущую (теорема о секущих)
Углы | вписанный = половина центрального на ту же дугу; углы между хордами = полусумма дуг
Силы точек | PA * PB = PT^2 = (секущая)*(секущая) = (касательная)^2
- Если нужен угол между касательной и хордой, ищите дугу «за спиной» угла.
- Если известны дуги, не забывайте, что сумма дуг = 360°.
- Вписанный угол, опирающийся на диаметр, всегда 90°.
- Угол между хордами внутри окружности = полусумма дуг.
- Угол между хордами вне окружности = полуразность дуг.
Для вписанного четырёхугольника: AC·BD = AB·CD + AD·BC. Позволяет быстро считать диагонали и стороны.
4. Типичная задача
Вписанный четырёхугольник ABCD, известно: AB=5, BC=6, CD=7, угол BAD = 30°, найдите AD.
- Строим диагональ AC.
- Используем закон косинусов в треугольнике BAD.
- Проверяем по Птолемею, чтобы не запутаться с диагоналями.
- В конце оцениваем ответ (примерно ~5).
5. Мини-тренажёр
Код: Выделить всё
1) Найдите угол между касательной и хордой, если дуга равна 80° (ответ 40°).
2) Две хорды пересекаются в точке O. AO=3, OB=4, СО=5. Найдите OD (9/5).
3) Две секущие из точки P: PA=4, PB=10, PC=5. Найдите PD (?), решение: PA * PB = PC * PD => PD = 8.
- Сумма противоположных углов = 180°.
- Произведение диагоналей выражается через сумму произведений сторон (Птолемей).
- Если угловая точка лежит на диаметре, используйте «прямой угол».
7. Чек-лист по окружности и квадратам
Код: Выделить всё
Диаметр ↔ прямой угол
Касательная ↔ перпендикуляр к радиусу
Перпендикуляр из центра ↔ середина хорды
Равные хорды ↔ равные дуги ↔ равные центральные углы
8. Домашняя тренировка
1. Решите хотя бы 5 задач из сборника Ященко по главе «Окружность».
2. Составьте свой пример на теорему Птолемея.
3. Нарисуйте цветной «mind-map» — визуализация помогает мозгу.
Вывод
Планиметрия — это набор повторяющихся сюжетов. Чем быстрее узнаёте сюжет, тем быстрее видите решение. Дерзайте!