Администратор
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 19 апр 2025, 00:59
Для чего эта статья
  • получите универсальный алгоритм анализа стихотворения на ЕГЭ;
  • соберёте таблицу художественных средств и примеры к ним;
  • потренируетесь на мини-тренажёре с цитатами.
[hr]
1. Алгоритм анализа лирики (9 шагов)
  1. Определить автора, эпоху, направление.
  2. Сформулировать тему и основную мысль.
  3. Выделить мотивы (любовь, одиночество, протест и др.).
  4. Указать лирического героя и его переживания.
  5. Разобрать композицию (вступление, кульминация, финал).
  6. Найти ключевые художественные средства.
  7. Выделить детали, связанные с образом-символом.
  8. Оформить вывод о значении стихотворения.
  9. Сопоставить с другим произведением (если надо).
2. Таблица художественных средств

Код: Выделить всё

Средство         | Пример                           | Как использовать в ответе
-----------------|-----------------------------------|----------------------------
Эпитет           | «плакун-цветок» (Есенин)          | Передаёт эмоциональную окраску образа
Метафора         | «железная дорога» (Н. Некрасов)   | Помогает показать движение/перемены
Олицетворение    | «лес вздыхает» (Фет)              | Делает природу персонажем
Аллитерация      | «Шёпот, робкое дыханье…» (Фет)    | Задаёт звуковой рисунок, атмосферу
Анафора          | «Люблю…» (Лермонтов)               | Усиливает основной мотив
Распечатайте, дополняйте примерами из сборников.

3. Мини-кейс
Проанализируйте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» по алгоритму. Заполните таблицу самостоятельно и сравните с комментарием преподавателя.

4. Чек-лист по композиции

Код: Выделить всё

1. Есть ли поворот (изменение настроения)?
2. Как финал соотносится с началом?
3. Используется ли кольцевая композиция?
4. Какие слова/строки повторяются?
5. Мини-тренажёр

Код: Выделить всё

1) Найдите эпитет в строке «Я помню чудное мгновенье…» (чудное).
2) Какой мотив доминирует в стихотворении «Тучи» М. Лермонтова? (Одиночество, изгнание).
3) Что символизирует «чёрный ворон» в поэзии Блока? (Надвигающуюся беду, гибель).
6. Сопоставление
- Сравните любое стихотворение о природе Фета со стихотворением Тютчева.
- Заметьте, как разные авторы передают впечатления: звуки, цвета, настроение.

7. Домашняя практика
  • Возьмите три стихотворения (например, Пушкин, Лермонтов, Ахматова).
  • Примените алгоритм к каждому.
  • Сделайте «карточку» и сохраните в отдельную папку.
Вывод
Чёткий алгоритм + таблица средств = половина успеха на ЕГЭ по литературе. Повторяйте — и анализ лирики станет привычным инструментом, а не вопросом интуиции.

Вернуться в «📖 Теория и практика»

Вход Регистрация