Задание 8: грамматические ошибки в предложениях — полный разбор
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание синтаксических норм и умение находить грамматические ошибки. За правильное выполнение можно получить до 3 первичных баллов. Это одно из самых «дорогих» заданий тестовой части.
Все типы грамматических ошибок
Тип А: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое должны согласоваться в числе и роде.
Ошибка: «Большинство учеников сдало экзамен» (при подлежащем со значением активного действия лица)
Правильно: «Большинство учеников сдали экзамен»
Маркеры: слова «большинство», «ряд», «часть», «множество», «несколько»
Тип Б: Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены должны быть синтаксически и грамматически равноправны.
Ошибка: «Люблю читать книги и рисование»
Правильно: «Люблю читать книги и рисовать» или «Люблю чтение и рисование»
Маркеры: союзы «не только...но и», «как...так и», «и...и»
Тип В: Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Причастие должно согласоваться с определяемым словом; нельзя смешивать причастный оборот с придаточным.
Ошибка: «Книга, лежащая на столе и которая нужна мне»
Правильно: «Книга, лежащая на столе и нужная мне» или «Книга, которая лежит на столе и которая нужна мне»
Маркеры: причастия + союзное слово «который»
Тип Г: Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Субъект деепричастия должен совпадать с субъектом основного глагола.
Ошибка: «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа» (кто подъезжал — не шляпа!)
Правильно: «Подъезжая к станции, я потерял шляпу»
Главное правило: задайте вопрос «Кто делает добавочное действие?» — ответ должен совпадать с подлежащим.
Тип Д: Нарушение в построении сложного предложения
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений.
Ошибка: «Он сказал, что я приду завтра» (смешение прямой и косвенной речи)
Правильно: «Он сказал, что придёт завтра»
Маркеры: союзы «что», «чтобы», союзные слова
Тип Е: Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Глаголы в одном предложении должны быть согласованы по виду и времени.
Ошибка: «Он пришёл домой и садится за стол»
Правильно: «Он пришёл домой и сел за стол» или «Он приходит домой и садится за стол»
Тип Ж: Ошибка в построении предложения с косвенной речью
При переводе в косвенную речь меняются местоимения и формы глагола.
Ошибка: «Автор пишет, что я считаю этот подход неверным»
Правильно: «Автор пишет, что он считает этот подход неверным»
Тип З: Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Название в кавычках при родовом слове не склоняется.
Ошибка: «В романе «Войне и мире» описаны события...»
Правильно: «В романе «Война и мир» описаны события...»
НО: без родового слова название склоняется: «В «Войне и мире» описаны события...»
Алгоритм решения задания 8
1. Прочитайте ВСЕ предложения один раз, отмечая «подозрительные» места
2. Найдите маркеры возможных ошибок в каждом предложении
3. Определите тип ошибки
4. Соотнесите с буквой из левого столбца
5. Проверьте оставшиеся пары
6. Убедитесь, что каждая буква использована только один раз
Маркеры для быстрого поиска ошибок
• Собирательные существительные → проверяйте связь подлежащего и сказуемого
• Союзы НЕ ТОЛЬКО...НО И, КАК...ТАК И → проверяйте однородные члены
• Причастный оборот → проверяйте согласование и отсутствие «который»
• Деепричастный оборот (начало предложения) → проверяйте субъект
• Кавычки с названием → проверяйте склонение
Типичные ловушки составителей
1. Предложение без ошибки среди вариантов — не все предложения содержат ошибку
2. Несколько «подозрительных» мест — ищите главную ошибку
3. Правильные конструкции, похожие на ошибочные — не торопитесь
Чек-лист перед ответом
✓ Проверены все 9 предложений
✓ Каждая буква использована один раз
✓ Тип ошибки точно определён
✓ Ответ записан в правильном формате
Тренируйтесь находить маркеры — это ключ к быстрому и правильному решению!
1 сообщение • Страница 1 из 1
1 сообщение • Страница 1 из 1
- 📣 О платформе «БАЛЛЫ ЕГЭ»
- ↳ 📰 Новости проекта
- ↳ ❓ Вопросы по работе сайта
- ↳ 💡 Обратная связь и предложения
- ↳ 📄 Правила форума и публикаций
- 🎓 Подготовка к ЕГЭ
- ↳ 📚 Русский язык
- ↳ 📖 Теория и практика
- ↳ 📝 Сочинение и аргументация
- ↳ 🔍 Разбор ошибок и проверка
- ↳ ➗ Математика
- ↳ 📘 Базовая теория
- ↳ 📐 Алгебра и функции
- ↳ 📊 Геометрия и тригонометрия
- ↳ 🧠 Подходы к сложным темам
- ↳ 🏛️ Обществознание
- ↳ 📚 Основные блоки теории
- ↳ 🧠 Подходы к аргументации
- ↳ 💬 Эссе и структура ответа
- ↳ 💻 Информатика
- ↳ 🔢 Алгоритмы и логика
- ↳ 💻 Программирование
- ↳ 📊 Работа с таблицами и графами
- ↳ 🔭 Физика
- ↳ ⚙️ Механика и кинематика
- ↳ 🔌 Электричество и магнетизм
- ↳ 💡 Свет и волны
- ↳ 🧠 Теоретические принципы
- ↳ 📜 История
- ↳ 📅 События и даты
- ↳ 🧾 Историческое мышление
- ↳ 🎭 Культура и искусство
- ↳ 🌐 Английский язык
- ↳ 🎧 Аудирование и чтение
- ↳ 🧾 Грамматика и лексика
- ↳ 📝 Письмо и устная часть
- ↳ 🌍 География
- ↳ 🗺️ Физическая география
- ↳ 🏙️ Экономическая и социальная география
- ↳ 📌 Работа с картами и данными
- ↳ 🌿 Биология
- ↳ 🌱 Ботаника и зоология
- ↳ 🧬 Генетика и эволюция
- ↳ 🧍 Анатомия и физиология
- ↳ 🔬 Химия
- ↳ ⚗️ Неорганика
- ↳ 🧪 Органика
- ↳ 📏 Расчёты и логика решений
- ↳ 🎌 Иностранные языки
- ↳ 📚 Литература
- ↳ 📘 Теория и анализ
- ↳ ✍️ Сочинение и аргументация
- ↳ 🎼 Поэзия и мотивы
- ↳ 🗂️ План чтения и практика
- ✍️ Подготовка к ОГЭ
- ↳ 📖 Русский язык
- ↳ 📖 Теория и практика
- ↳ ✍️ Изложение и сочинение
- ↳ 🔍 Тестовая часть и анализ ошибок
- ↳ 🔢 Математика
- ↳ 📘 Теория
- ↳ 📐 Практика
- ↳ 🧠 Сложные темы
- ↳ 🧪 Предметы по выбору
- ↳ 📚 Обществознание
- ↳ 📜 История
- ↳ 🔬 Химия
- ↳ 🔭 Физика
- ↳ 🌿 Биология
- ↳ 🌍 География
- ↳ 💻 Информатика
- ↳ 🌐 Иностранные языки
- ↳ 📚 Литература
- 📄 Материалы и ресурсы
- ↳ 🧾 Открытые задания и сборники
- ↳ 📗 ЕГЭ
- ↳ 📙 ОГЭ
- ↳ 📘 Методички, таблицы, шпаргалки
- ↳ 📂 По предметам
- ↳ 🧰 Универсальные материалы
- ↳ 📚 Учебники, пособия, рекомендации
- ↳ 📖 Обзоры и рекомендации
- ↳ 💬 Отзывы и сравнение
- ↳ 🌐 Сайты и онлайн-сервисы
- ↳ 🔗 Полезные ссылки
- ↳ 🎥 Видеоуроки и платформы
- 🧠 Методика и стратегия подготовки
- ↳ 🗓️ Тайм-менеджмент и планирование
- ↳ 🧠 Подготовка с нуля
- ↳ 🔁 Повторение, тестирование
- ↳ 📈 Самоорганизация и мотивация
- 🎯 Результаты и поступление
- ↳ 📊 Проверка результатов
- ↳ 🏫 Поступление в вузы
- ↳ 🎯 Целевые и льготы
- ↳ 📤 Подача документов
- ↳ 📌 Выбор направления
- ↳ 🏆 Олимпиады, целевое обучение
- ↳ 🥇 Всероссийские
- ↳ 📜 Перечневые
- ↳ 🌍 Региональные
- ↳ 📖 Истории поступления
- 💬 Общение и поддержка
- ↳ 🤝 Поддержка и мотивация
- ↳ 💭 Оффтоп
- ↳ 🔍 Поиск напарников для учёбы
- 👩🏫 Преподавателям и авторам
- ↳ 📐 Методики преподавания
- ↳ 📤 Публикация авторских материалов
- ↳ 📂 По предметам
- ↳ 🛠️ Сборники и пособия
- ↳ 🧑🎓 Поиск учеников и предложения
- ↳ 🤝 Коллаборации между педагогами
- ↳ 🛠️ Обсуждение роли преподавателя на платформе
- 📘 Вики и база знаний
- ↳ 🧾 Обсуждение существующих статей
- ↳ ✍️ Заявки на новые темы
- ↳ 🛠️ Правки, структура, стилистика
- ↳ 👥 Обсуждение с редакторами (по ролям)