Задание 19: анализ исторического источника — алгоритм
Добавлено: 10 дек 2025, 23:25
Задание 19: работа с историческим источником
Задание 19 проверяет умение анализировать исторические тексты. Разберём алгоритм.
Что требуется
Атрибуция источника — 1 балл. Ответы на вопросы — 1-2 балла. Всего до 3 баллов.
Алгоритм атрибуции
Шаг 1: Определить время создания. Искать ключевые даты, упоминаемые события, исторические термины.
Шаг 2: Определить автора (если требуется). Обращать внимание на должность, титул, стиль изложения.
Шаг 3: Определить тип источника. Летопись, указ, манифест, мемуары, письмо, договор.
Маркеры эпох
IX-XII вв.: князья, вече, дань, летопись.
XIII-XV вв.: Орда, ярлык, баскак, Москва.
XVI в.: царь, опричнина, Судебник.
XVII в.: Смута, Земский собор, раскол.
XVIII в.: император, коллегии, губернии.
XIX в.: крепостное право, реформы, земства.
XX в.: революция, советы, пятилетки.
Типы вопросов
Фактические: Кто автор? Когда создан? О каком событии?
Аналитические: Какова позиция автора? Почему автор так считает? Какие последствия?
Оценочные: Насколько объективен? Чьи интересы отражает?
Пример анализа
Текст: «...Желая, чтобы впредь города наши не приходили в упадок от неискусства их жителей в ремёслах и рукоделиях...»
Анализ:
1. Слово «города» и «ремёсла» — городская тематика
2. «Впредь» — реформаторский характер
3. Официальный стиль — государственный документ
4. Контекст — Жалованная грамота городам 1785 г.
5. Автор — Екатерина II
Чек-лист ответа
Точная датировка (год или период). Автор указан (если требуется). Ответы на все вопросы. Опора на текст источника. Привлечение контекстных знаний.
Читайте исторические документы!
Задание 19 проверяет умение анализировать исторические тексты. Разберём алгоритм.
Что требуется
Атрибуция источника — 1 балл. Ответы на вопросы — 1-2 балла. Всего до 3 баллов.
Алгоритм атрибуции
Шаг 1: Определить время создания. Искать ключевые даты, упоминаемые события, исторические термины.
Шаг 2: Определить автора (если требуется). Обращать внимание на должность, титул, стиль изложения.
Шаг 3: Определить тип источника. Летопись, указ, манифест, мемуары, письмо, договор.
Маркеры эпох
IX-XII вв.: князья, вече, дань, летопись.
XIII-XV вв.: Орда, ярлык, баскак, Москва.
XVI в.: царь, опричнина, Судебник.
XVII в.: Смута, Земский собор, раскол.
XVIII в.: император, коллегии, губернии.
XIX в.: крепостное право, реформы, земства.
XX в.: революция, советы, пятилетки.
Типы вопросов
Фактические: Кто автор? Когда создан? О каком событии?
Аналитические: Какова позиция автора? Почему автор так считает? Какие последствия?
Оценочные: Насколько объективен? Чьи интересы отражает?
Пример анализа
Текст: «...Желая, чтобы впредь города наши не приходили в упадок от неискусства их жителей в ремёслах и рукоделиях...»
Анализ:
1. Слово «города» и «ремёсла» — городская тематика
2. «Впредь» — реформаторский характер
3. Официальный стиль — государственный документ
4. Контекст — Жалованная грамота городам 1785 г.
5. Автор — Екатерина II
Чек-лист ответа
Точная датировка (год или период). Автор указан (если требуется). Ответы на все вопросы. Опора на текст источника. Привлечение контекстных знаний.
Читайте исторические документы!